Каждая функционирующая организация ведет свою деятельность по определенным правилам. Рабочий процесс включает в себя поиск сырья, энергетического сырья, реализацию продукции, а также прием платежей от потребителей. Лучше всего, чтобы все операции выполнялись равномерно, но в некоторых случаях может быть задержка – кассовый разрыв.
Подробнее об этой ситуации
Иногда операционные циклы не совпадают с финансовыми действиями, когда потребители еще не оплатили купленный товар, а уже сейчас необходимо заказать сырье для очередной партии за те же деньги. Такие ситуации характерны для деятельности не только малых, но и крупных организаций.
Не думайте, что временный кассовый разрыв – это результат некорректной работы менеджеров или ошибок в учете. Чаще всего его причины вполне объективны. Однако руководители обязаны сводить подобные явления к минимуму.
Основные причины
Задержки между рабочими процессами могут быть вызваны не только внутренними, но и внешними факторами. Они в равной степени могут влиять на функционирование предприятия. Однако внешние обстоятельства предсказать гораздо труднее.
Основные причины возникновения кассового разрыва следующие:
- отзыв лицензии и другие форс-мажорные ситуации, возникшие в поддерживаемом банке;
- изменение адреса организации, требующее перерегистрации в различных органах;
- переход на другую систему налогообложения, которая отменяет или включает НДС;
- неоптимизированные бизнес-методы;
- икота от должников;
- сложности с экспортом в результате санкций или иных запретительных мер;
- усложнение законодательства в стране.
Временный кассовый разрыв
Можно перечислить множество других обстоятельств, которые могут привести к перерывам между происходящими процессами. Однако в большинстве случаев они связаны с дебиторской задолженностью.
Управляйте риском появления
Бизнес-менеджеры всегда должны думать о том, как избежать денежных пробелов в своей деятельности. Управление рисками основано на общих принципах и включает в себя правильное распределение рынков сбыта, расширение ассортимента продукции, страхование и минимизацию негативных последствий. Документы должны быть подготовлены в обязательном порядке, что является возможностью привлечения необходимых средств в случае просрочек.
Иногда организации выпускают определенное количество ценных бумаг, выпущенных от имени их поверенных. В ряде случаев заключаются специальные договоры об уступке, позволяющие уступить требования по определенным обязательствам. Копии этих документов обычно нотариально заверяются. Они могут быть полезны для предоставления банковским учреждениям в целях финансового мониторинга.
Чтобы денежный разрыв не возникал регулярно, ему следует внимательно относиться к условиям заключаемых договоров. В их случае желательно предусмотреть возможность досрочного погашения и переписать условия оплаты до конца предыдущего месяца. Полезным инструментом может быть банковский депозит с ранним раскрытием информации. Для диверсификации риска желательно открыть расчетный счет в другом банке.