В 1930-х годах Болгарский автомобильно-туристический клуб (БАТУК) организовывал ежегодные экскурсии на европейские автомобильные выставки для своих членов, большинство из которых были автосалонами. В них глубоко укоренилась идея проведения подобного мероприятия в Болгарии, но его организация кажется невыполнимой задачей. Еще одна проблема на данном этапе – тяжелые условия, в которых находится торговля автомобилями в Болгарии. В то время уровень жизни в нашей стране значительно повышался. В Софии, где сосредоточена вся торговля автомобилями, предлагается более тридцати различных марок из основных стран-производителей. Для человека из зарождающегося среднего класса собрать сумму на новую машину за один год – не проблема. Тем не менее, препятствия для любого, кто хочет иметь машину, серьезны – высокие налоги, высокие цены на топливо и ужасно плохие дороги. Согласно исследованию 1937 г. в Болгарии на 2 000 человек приходится одна машина, тогда как в других балканских странах цифры намного выше.
Начало
Ситуация начала меняться в конце 30-х годов, когда препятствия постепенно исчезли, а идея автомобильного салона в Болгарии приобрела все более ощутимые размеры. 10 апреля 1939 г. первый автосалон в болгарской истории – это уже факт. Он проводится на площади 4000 м2 в Ярмарочном городе в Пловдиве. Представлены семь немецких, три американских, две французских, одна английская, одна итальянская и одна австрийская компании. Количество представленных моделей впечатляет – более 40 автомобилей, множество мотоциклов, грузовиков, автобусов и даже гоночный автомобиль размещен перед выставкой. Немецкая автомобильная промышленность, которая является монополистом на всем балканском полуострове, особенно сильна. Все импортеры предоставляют красочные рекламные материалы, переведенные на болгарский язык, что замечательно, учитывая
Несмотря на бушующую войну в Европе весной 1940 г. В Пловдиве была организована вторая автомобильная выставка, в которой приняли участие Германия и СССР. Это также первая выставка иномарок, в которой участвует Советский Союз.
Война не нанесла серьезного ущерба автомобильной торговле в Болгарии, но новая политическая ситуация положила конец деятельности большинства автодилеров. После 9 сентября 1944 г. частным офисам удается оставаться на рынке, и большинство из них выживают за счет оказания услуг. В 1952 г. государство берет на себя функции всех частников, и они вынуждены прекратить свою деятельность.
Время «безвременья»
Затем пришли русские … После того, как Советский Союз объявил себя крупным импортером автомобилей в нашу страну, стало ясно, что, по крайней мере, на несколько лет мы должны принять основной принцип использования транспортных средств в СССР – только для государственных нужд. Это практически неизбежно, потому что между 1948 и 1957 гг. русские едва ли могут производить сто тысяч автомобилей в год. В то время в СССР, не имевшем опыта проведения автомобильных выставок, применялась простая формула расстановки – портреты «Вождей» и изделия, представленные рядом с ними. Таким образом они превратили свой товар в культовый объект, символ Сталина и «Справедливости».
И болгары не отстают, как в 1949 году. Первый (и единственный) болгарский грузовик «Димитровец» был представлен на выставке в Пловдиве. Уникальность очень тенденциозно названа в честь водителя Георгия Димитрова. В общем, презентация автомобилей на технической ярмарке в Пловдиве с 1947 по 1956 год. скромно. В то время Пловдив зарекомендовал себя как единственный центр будущих автомобильных выставок.
Темные тучи, нависшие над болгарскими автосалонами, с 1958 года заметно разошлись. С ростом торговли в Болгарии количество стран, участвующих в Пловдивской ярмарке, также увеличивается. Автостоянки, разбросанные между кранами и тракторами, постепенно превращаются в приличный выставочный зал. Запад решил «попробовать» на рынке Восточной Европы, и Франция, Италия, Германия и другие стали постоянными участниками выставки.
В 1962 г. присоединитесь к Соединенным Штатам с двумя моделями Ford – Falkon и экзотическим Thunderbird. Mercedes осмеливается привезти свой флагман 300SL. В конце 60-х в Пловдив прибыли необычные производители автомобилей, такие как DAF и SAAB, а уровень продаж в нашей стране – 1969 год. достигает 18117 машин.
Экзотические Ford Thunderbird и Mercedes 300SL участвовали в Пловдивской ярмарке в 1962 году.
Западные компании очень хорошо знают, что выставки в Пловдиве 60-х годов – это не что иное, как социалистическое шоу, но как профессионалы они живут надеждой, что однажды ситуация изменится и их будут поощрять за их упорство в «болгарской выставочной работе».. Fiat и Renault идут еще дальше, полные решимости завоевать единственную восточноевропейскую страну, в которую они еще не ступили. Поскольку их дешевые машины здесь кажутся недоступными, они начинают импортировать их по частям. Здесь их собирают и раскрашивают, а обесценившаяся болгарская рабочая сила делает их более доступными. Созданные таким образом совместные предприятия Булгаррено и Пирин-ФИАТ присутствовали на своих стендах с 1866 по 1969 год благодаря временному ослаблению петли централизованной экономики.
Volkswagen также пользуется ситуацией и открывает сервисное обслуживание компании в Софии, в то время как SAAB заинтересована в установке своих автомобилей в Болгарии. В 60-е годы многие болгарские инженеры также выставляли свои разработки на базе автомобилей, установленных в нашей стране.
В 1968 г. за сто среднемесячных зарплат каждый болгарин мог получить привлекательный Bulgaralpin 110, собранный небольшой серией в Пловдиве.
Однако растрата валюты серьезно сказывается на высших должностных лицах Болгарской коммунистической партии. Это привело к приостановке установки FIAT в Ловече в 1971 и 1970 годах. После судебного иска против сотрудников организации «Тексим» – одного из учредителей компании «Булгаррено», производство бренда было прекращено. Таким образом, партийные функционеры сознательно проложили путь к монополии на советские технологии, и в начале 1970-х западные представители постепенно отказались от участия в автомобильных выставках в Пловдиве.
На технической ярмарке стали экспонироваться только автомобили социалистических марок, десятилетиями выпускавшиеся без модификаций. Стенды со временем застывают и приобретают унылый и архаичный вид. Только Mercedes-Benz продолжает ежегодно представлять свою продукцию, балуя наших социальных лидеров западным стандартом. Это тоже их любимая автомобильная марка.
С падением социализма на болгарский рынок возвращаются западные автомобильные марки. После 1990 г. автомобильная выставка Пловдивской технической ярмарки постепенно восстанавливает свои позиции в качестве уважаемой автомобильной выставки. Наряду с этим в Софии проходит ежегодный автосалон. Софийский автосалон постепенно разрастается и сегодня является самым престижным автомобильным форумом в стране, признанным OICA (Международной организацией автопроизводителей).