Техническая характеристика канатов и их обозначение нормируется ГОСТ.
Канаты поступают с заводов-поставщиков намотанными на катушки (барабаны) или в бухтах. В целях исключения механических повреждений каната запрещается его сбрасывание с транспортных средств на грунт; при размотке каната с барабана или бухты следует принять меры предохранения от образования петель и заломов, для чего размотку следует производить вращением барабана, установленного на козлах, либо раскатку бухты с вертлюги, применяемой строителями при раскатке арматуры. Снимать канат с катушки либо бухты кольцами
запрещается, так как при этом возрастает вероятность образования петель и заломов. Если же при размотке каната либо в процессе запасовки обнаружена петля, то ее следует осторожно выправить, в противном случае при вытягивании происходит резкий перегиб отдельных проволок и смещение прядей относительно центра каната, а проволок — относительно центра прядей. Это повреждение и называется заломом. Канаты с таким повреждением проволок и прядей при прохождении через барабан лебедки и блоки рвутся и ломаются. Обрыв проволок образуется также в результате механического износа.
Опасный износ каната выявляется систематическим осмотром его.
Концы оборванных проволок необходимо выламывать, так как выступающие концы при огибании роликов, будучи зажаты между канатом и роликом, могут повлечь повреждение соседних проволок и полностью испортить канат.