Нарушение подрядчиком сроков удовлетворения требований заказчика дает право последнему предъявить иное требование по поводу недостатков.
- Если удовлетворение требований заказчика не покрывает все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст. 395 ГК требовать их возмещения подрядчиком в полном объеме.
В исключение из общего правила ст. 394 ГК о зачетном характере неустойки ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, возмещаются сверх неустойки. Поэтому неустойка, предусмотренная за просрочку удовлетворения требований заказчика по поводу недостатков выполненной работы, взыскивается сверх убытков.
- Требования по поводу недостатков в работе, предусмотренные ст. 737, могут быть предъявлены заказчиком, если недостатки были обнаружены в течение сроков, устанавливаемых в соответствии со ст. 724 (см. коммент. к ней), и заказчиком соблюден порядок приемки работы, определенный ст. 720 (см. коммент. к ней). Согласно Закону о защите прав потребителей заказчик может предъявить требования, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока, а когда гарантийный срок не установлен, то в течение шести месяцев со дня принятия работы или двух лет (в отношении недостатков строений или иного недвижимого имущества). Следует обратить внимание на то, что ссылка в п. 1 на ст. 725 неверна, т.к. эта статья определяет сроки исковой давности, а не сроки обнаружения недостатков.
- Пп. 2 и 3 ст. 737 предусматривают специальные правила относительно недостатков, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика либо др. лиц. Во-первых, подрядчик несет ответственность за такие недостатки, если они обнаружены за пределами общих или гарантийных сроков, но в пределах срока службы, а если он не установлен, – в течение 10 лет с момента принятия заказчиком результата работы. Во-вторых, при обнаружении таких недостатков в течение указанных сроков подрядчику может быть предъявлено требование об их безвозмездном устранении. В-третьих, такое требование может предъявить заказчик или его правопреемник. В-четвертых, если это требование не удовлетворено, заказчик или его правопреемник вправе потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами или с помощью третьих лиц.