непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Комментарий к статье 794:
- Статья сохраняет основные начала ответственности перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств с предоставлением сторонам права определять такую ответственность в их соглашении (п. 1). Таким соглашением могут быть, в частности, договоры об организации перевозок (см. ст. 798 и коммент. к ней).
- Действующими транспортными уставами и кодексами ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 144 УЖД, ст. 180 – 182 УВВТ, ст. 86 ВК, ст. 127 УАТ). На морском транспорте по этому вопросу были изданы специальные акты Правительства СССР. В связи с инфляцией размер этих штрафов Постановлениями Правительства РФ периодически повышается, см. последнее Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 433 (СЗ РФ, 1995, N 19, ст. 1762).
- Ввиду сложности и значимости перевозок экспортных грузов при нарушении грузовладельцами, железными дорогами и портами их обязательств по таким перевозкам применяется система штрафов, установленная Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936.